Физкультура для детей 2 лет: специфика занятий, пример упражнений

Содержание

Лечебная физкультура для детей – в чем ее особенности

Физкультура для детей 2 лет: специфика занятий, пример упражнений

Дети непосредственны и любознательны, постоянно в движении. Организм развивается, происходит становление систем и органов.

Важно играть, разговаривать с ребёнком, но и развивать физически – заниматься гимнастикой. Даже если нет медицинских показаний.

Детям с особенностями здоровья лечебная физкультура (ЛФК) помогает правильно развиваться и восстанавливаться после перенесённых заболеваний или травм.

ЛФК для детей – часть программы профилактики и лечения, реабилитации после болезней. Это не медикаментозный, но действенный метод воздействия на детский организм. Как правило, назначает педиатр или узкий специалист  согласно показаниям, возрасту, состоянию и особенностям организма ребёнка.

Занятия бывают в группе, индивидуальные или даже на дому. Чтобы детям было интересно, инструктор организует занятие в весёлой игровой форме. Для проведения занятий дома родители учатся технике ЛФК, чтобы практиковать ежедневно, не прерывая курс.

Лечебная физкультура для детей назначается при таких заболеваниях:

  • Пневмония;
  • Врожденная кривошея;
  • Дисплазия тазобедренного сустава;
  • Ревматизм;
  • Бронхиальная астма;
  • Нарушения осанки;
  • Плоскостопия;
  • Косолапость;
  • Рахит;
  • ДЦП.

Важно вовремя начать комплекс ЛФК в детском возрасте.

Если не лечить заболевание, ребёнок будет отставать в развитии, могут появиться функциональные нарушения. После курса ЛФК улучшается обмен веществ, предотвращается деформация опорно-двигательного аппарата, отставание в росте и развитии.

Правильная техника и своевременные меры способны как улучшить прогноз, так и отменить диагноз.

ЛФК для детей имеет отличительные черты. Общая – большое количество игровых упражнений. Программы зависят от возраста, диагноза, также учитывают уровень развития ребёнка, особенности психики и моторики.

 Дети до года

Для ребёнка первого года жизни занятия ЛФК важнее, чем для взрослого человека. Физкультура благотворно влияет на физическое и психическое состояние детей. Благодаря регулярным занятиям у детей своевременно формируются двигательные и речевые навыки и правильно развиваются.

Занятия ЛФК необходимы недоношенным детям, также малоподвижным, со сниженным аппетитом, нервно возбудимым, после перенесённых заболеваний. Но больше лечебная гимнастика показана детям с отклонениями в физическом или психическом развитии.

  1.   ЛФК для детей первого года жизни состоит из рефлекторных, пассивных и активных упражнений. Это движения, которые ребёнок совершает в ответ на раздражение извне называются рефлекторными упражнениями. Эти движения неосознанны. Если специалист, занимающийся с ребёнком, делает упражнения за него, то такие упражнения называются пассивными. А если сам делает – активные упражнения. Часто ЛФК дополняется массажем детей.
  2. В возрасте от 1,5 до 3 месяцев дети отличаются повышенным тонусом мышц, а также у них выявляются врождённые рефлексы. Поэтому в этом возрасте рекомендуется использовать только рефлекторные упражнения.
  3. У детей от 3 до 4 месяцев устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Рекомендуется делать акцент на пассивные упражнения для грудничков.
  4. В период 4 до 5 месяцев у ребенка происходит устанавливание тонуса мышц ног и шеи. Для этого возраста показаны свои упражнения.
  5. У ребёнка от 6 до 9 месяцев развиваются произвольные движения. Поэтому в комплекс занятий физической культурой входят активные упражнения, которые побуждают к ползанию, сидению и стоянию.
  6. В возрасте от 9 до 12 месяцев развиваются координированные движения, а также стремление к ходьбе. ЛФК направлен на развитие и закрепление этих навыков.

 ЛФК для детей дошкольного возраста

Для этого периода характерно то, что двигательные навыки ещё не сформировались окончательно.

Отчего долгое сидение или стояние на ногах, неправильная поза, а также мебель не по возрасту ребёнка, неблагоприятно отражаются на формировании скелета. И часто приводят к нарушению осанки.

Лечебная гимнастика положительно сказывается на работу дыхательной, сердечно-сосудистой и вегетативной системах. А также способствует укреплению иммунитета, усилению работоспособности и выносливости организма.

В возрасте от 5 до 7 лет регулярные курсы ЛФК помогут подготовят к школьным нагрузкам, помогут избежать переутомления и справиться со стрессами.

 Гимнастика для детей школьного возраста

ЛФК включает упражнения для общего развития и укреплению молодого организма. Заниматься нужно регулярно. Физические упражнения улучшают работу жизненно важных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной. Укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются обменные процессы.

У детей младшего школьного возраста ещё не полностью сформирована костно-мышечная система. Тело обладает большой подвижностью и гибкостью. Из-за длительного сидения за партой и дома за уроками происходит нарушение осанки.

А лечебная физкультура способствует укреплению мускулатуры, а также тренируются отдельные мышцы и суставы, формируется правильная осанка. ЛФК для детей младшего школьного возраста имеет игровую форму.

В комплекс включаются перестроения, упражнения с мячами и обручем, лазания, прыжки, бег, упражнения на равновесие, а также танцевальные и акробатические упражнения.

У школьников средних классов уже начинается половое созревание. Костная система активно растёт, мышечная ткань часто не успевает за ней. Ребёнок быстро утомляется от незначительных физических нагрузок. Может быть нарушение координации движений.

Поэтому ЛФК для детей среднего школьного возраста включает более сложные упражнения, которые различны для девочек и мальчиков. У девочек включают в себя элементы художественной гимнастики, а у мальчиков силовые упражнения с использованием спортивных снарядов и оборудования.

Из-за загруженности в школе у подростков происходит резкое снижение двигательной активности. И уроков физкультуры по расписанию недостаточно. А в этом возрасте из-за формирования двигательного анализатора, у ребёнка усиливается потребность в движении.

Из-за малоподвижного образа жизни, избыточного питания возрастает риск ожирения. Это опасно развитием заболеваний, которые скажутся на качестве жизни в будущем.

Особенности старшего школьного возраста

У детей старшего школьного возраста процесс формирования организма практически завершён. ЛФК направлен на то, чтобы подготовить молодых людей к нагрузкам во взрослой жизни.

При подборе упражнений главное – учитывать уровень здоровья ребёнка. Детям с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы нужно подбирать специальные комплексы, после которых нормализуется работа сердца и органов кровообращения или дыхания.

Такие занятия поддерживают детский организм и являются профилактикой осложнений. Из необходимых упражнения составляется так комплекс ЛФК для детей. Выполнять гимнастические упражнения следует в специальной спортивной форме и обуви.

После занятий гимнастикой нужно принять душ, чтобы очистить тело от пота и других продуктов выделения.

Врожденная мышечная кривошея

Часто основная причина врожденной мышечной кривошеи – недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы. А также её травма во время родов или родовая травма шейного отдела позвоночника. При патологии голова наклонена в сторону пораженной мышцы, повернута в противоположную сторону и отклонена назад.

При выраженной кривошее надплечье и лопатка на стороне поражения выше, затылок со здоровой стороны часто скошен. Последствия этого искривления довольно серьёзные. Как вторичный признак заболевания, может появиться асимметрия лица.

При средней и тяжёлой степенях врождённой мышечной кривошеи у ребёнка может быть отставание в психомоторном развитии.

Лечение врожденной мышечной кривошеи следует начинать как можно раньше с 2-3 недельного возраста малыша. Основную роль играет массаж, а общеукрепляющий комплекс ЛФК – часть терапии при мышечной кривошее. Комплекс, который назначает врач, соответствует возрасту и развитию ребёнка.

Лечебная гимнастика при врождённой мышечной кривошее способна полностью восстановить функцию оперированной мышцы, когда коррекция кривошеи массажем и ЛФК при детской кривошее невозможна. Для этого в упражнениях используются движения головой с сопротивлением и отягощением в разных положениях.

И также ЛФК при мышечной кривошее в этом периоде включает в себя упражнения направленные на коррекцию осанки.

Курс ЛФК при врождённой мышечной кривошее состоит из 15-20 занятий. Проводятся каждый день или через день, перерыв между курсами 1-1,5 месяца. Во время интервалов необходимы занятия дома.

В течение первого года жизни ребёнок должен пройти 3-4 курса комплексной терапии, а потом ещё 2-3 курса до 7-летнего возраста. Домашние занятия необходимы ежедневно по 5–15 минут до 2 лет.

Детям с кривошеей с раннего возраста показаны занятия в бассейне, например, аква гимнастика с температурой воды 35-36 градусов.

При плоскостопии

Избежать развития плоскостопии помогают регулярные занятия лечебной гимнастикой.  Так сформируется здоровая стопа. Если у ребёнка уже есть плоскостопие, не стоит лечиться самостоятельно. Курс ЛФК для профилактики и лечения плоскостопии должен назначить ортопед.

Лечебная гимнастика при детском плоскостопии подбирают с учётом физической подготовки ребёнка, возраста, формы и периода заболевания.

Для каждого возраста лечение включает физические упражнения, которые укрепляют организм, а также специальные физические упражнения и массаж, снимающие болевой синдром.

И также физические упражнения со снарядами и без снарядов, направленные на укрепление мышц, поддерживающих своды стопы, и формирование глубины сводов.Общеукрепляющие физические упражнения при детском плоскостопии не должны перегружать мышечно-связочный аппарат стоп.

Рекомендуются виды спорта, которые оказывают динамическую нагрузку на стопы: плавание кролем, ходьба на лыжах, спортивные игры с мячом. Занятия спортом должны проводиться под контролем врача, чтобы соблюсти принцип постепенного повышения нагрузки.

Лечебные упражнения при плоскостопии у детей включают: приведение стопы, повороты ее внутрь, тыльное сгибание стопы, скользящие движения стопой одной ноги по голени другой собирание пальцами ног мелких предметов, раздвигание и сдвигание пальцев ног, прокатывание маленького мячика, приседание на поперечно лежащей палке. ЛФК лучше делать в игровой форме: ходить по скалке, доставать предметы с помощью ног, лазить по шведской стенке.

Лечение плоскостопия у детей нужно начинать с раннего возраста. Добиться результатов можно и в старшем возрасте, но лучше не откладывать курс ЛФК при плоскостопии у ребёнка. Комплекс упражнений нужно регулярно повторять.

 Можно ли заниматься ЛФК самостоятельно ?

Для школьников лучше подойдёт ЛФК с квалифицированным врачом. Доктор совместит ЛФК с массажем голенных мышц и мышц стоп, дополнит курсом физиотерапии при необходимости. Всё это поможет добиться значительного улучшения в лечении плоскостопия.

ЛФК при плоскостопии у детей нужно проводить два раза в день: за полтора часа до сна или через час после еды. Продолжительность упражнений 15 минут. Если занятия проводятся дома, то должны быть регулярными и с увеличением нагрузки.

Цель – развитие и укрепление мышц пальцев, стопы и голени. Упражнения при плоскостопии у детей должны контролировать родители, а по возможности – инструктор по ЛФК. Переутомление и боль недопустимы.

Потому что это свидетельствует о дополнительном напряжении мышц у ребенка.

При косолапости

Основные признаки: поворот подошвы внутри с подниманием внутреннего края стопы и опусканием наружного, приведение стопы в переднем отделе, подошвенное ее сгибание, значительное ограничение подвижности в голеностопном суставе.

Косолапость у детей имеет две разновидности: эквиноварусная косолапость – когда пятка смещена внутрь и вальгусная косолапость — пятка смещена наружу. Лечебная гимнастика при косолапости у детей заключается в постепенном щадящем исправлении порочного положения стопы. Упражнения должны сочетаться с массажем, выполняться мягко, чтобы ребёнок испытывал боль.

Хороший эффект достигается тогда, когда лечебные упражнения при косолапости у детей проводятся после тепловых процедур.

И также родители дома могут проводить комплекс упражнений при косолапости у детей и постепенно увеличивать нагрузку. Специалист по ЛФК даст рекомендации, какие упражнения полезны в конкретном случае. А также надо включать упражнения на вытягивание позвоночника. Благодаря им разгружается спина.

Важно организовать распорядок дня ребёнка так, чтобы лечебной гимнастике и плаванию отводилось отдельное место. Неважно какая причина косолапости, детям нужно заниматься физкультурой регулярно. Это также профилактика косолапости у детей.

Если тактика лечения выбрана верно, все рекомендации ортопеда выполняются, то патологическую деформацию стопы удаётся полностью устранить.

 Лечебная физкультура для ребёнка должна приносить радость и удовольствие, и не выполняться насильно. Сделайте так, что ребёнок был мотивирован на результат занятий.

Объясните для чего нужен комплекс ЛФК, чего можно добиться, как это важно. Не забудьте сказать, что любите его и хотите, чтобы стал здоровым. До занятий проконсультируйтесь с лечащим врачом.

Надо учесть индивидуальные особенности только потом заниматься лечебной физкультурой.

Источник: https://doktorkarasenko.ru/fizioterapiya/lechebnaja-fizkultura-dlja-detej.html

Комплекс физических упражнений для дошкольников

Физкультура для детей 2 лет: специфика занятий, пример упражнений

Статьи

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Внеурочная деятельность

Физическая культура

Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, жизнерадостными и активными. Во многом развитие организма дошколят и уровень их функциональных возможностей и работоспособности связан с физической активностью. Мы подготовили для вас комплекс упражнений, который поможет не только укрепить здоровье, но и развить творческие способности. На занятия достаточно выделить 10-20 минут в день.

20 мая 2020

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом улучшается состояние сердечно-сосудистой системы;
  • спорт благотворно воздействует на нервную систему человека;
  • активные занятия улучшают внимание и познавательные способности детей.

Развить у ребенка умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения и ориентироваться в пространстве можно благодаря зарядке в домашних условиях. Утренняя зарядка — залог бодрости и хорошего настроения на весь день! Простые, понятные, приносящие удовольствие ребенку упражнения позволяют развить ловкость, координацию движения и мышечную силу.

Длительность утренней зарядки зависит от возраста ребенка

  • для малышей 1-2 года длительность одного занятия должна быть около 5-8 минут,
  • для 3-4 года — 10-15 минут
  • для 5-6 лет — 15-20 минут

Одежда

Стоит внимательно отнестись к выбору одежды и обуви для занятий. В домашних условиях обувь при зарядке можно не надевать, но обязательно оставьте носочки. Стоит избегать крупных швов, пуговиц или иных предметов, которые могут натирать и создавать неудобства при активном движении.

Просторное место для занятий

Внимательно осмотрите место проведения упражнений. Уберите все лишние предметы, обезопасьте углы. Хорошо, если в помещении, где проводится зарядка, будет достаточно места для небольшой пробежки. Можно использовать коридор и бег «по краю» ковра.

Из чего состоит зарядка

Маленькому ребенку вряд ли понравятся традиционные упражнения, поэтому родителям придется проявить фантазию и сделать зарядку веселой увлекательной игрой. Не стоит принуждать детей к выполнению того или иного движения раз за разом, превращая занятие в скучный урок. и самая правильная форма физического воспитания — игровая.

Можно включить веселую фоновую музыку, придумать интересные названия для упражнений или подключить к занятиям игрушки. Утренний гимнастический комплекс можно разделить на три основные части:

  • Разминка
  • Основной комплекс
  • Завершающий этап

Самое важное правило — «не навреди». Прежде чем начать занятия, обязательно предложите малышу разогреться.

Пусть он немного походит на месте (перешагивая с ноги на ногу), после этого пробежится (или на месте или по комнате), помашет руками. Вместе с ребенком проделайте все заданные движения, покажите, как правильно их выполнять на своем примере.

Во время маршировки самое время начать рассказывать задумку гимнастического комплекса (Спасение планеты мармеладных мишек, Выполнение квеста от игрушечного динозавра), стихи или истории, подбадривающие на зарядку.

Основной комплекс

Когда ребенок уже хорошо разогрел мышцы, можно приступить к основным упражнениям комплекса. Базовые упражнения основной части направлены на развитие мышц всего тела, улучшение подвижности суставов, приобретение навыка ориентации в пространстве. Правильное выполнение позволяет сформировать и поддержать осанку, укрепить организм, усилить иммунитет.

Завершающий этап

В финале зарядки предложите малышу вновь побегать и потанцевать.

Утренний гимнастический комплекс должен завершиться спокойным видом деятельности: нужно вернуть дыхание в нормальный режим и постепенно расслабить мышцы.

 

Мы приведем примеры упражнений, которые составляют ежедневный комплекс занятий. Их можно использовать все, а можно потестировать и выбрать те, что понравится ребенку. 

  • «Тянемся к солнышку» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль тела. На вдох руки поднимаются вверх, ребенок становится на цыпочки. На выдохе руки опускаются вниз, ноги встают полностью на ступню.
  • «Поздороваемся с пальчиками ног» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поочередно на выдохе ребенок наклоняется к носкам ног, стараясь дотянуться руками как можно дальше.
  • «Мельница» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч. Наклон вперед, руки в стороны. Поочередно одна рука тянется к полу, вторая поднимается вверх.
  • «Аплодисменты» — ребенок ходит по комнате, хлопает в ладоши, максимально разводя руки, чтобы потренировать плечевой пояс. Поочередно совершает хлопок спереди, над головой, за спиной.

Упражнения для ног

  • «Невидимый стул» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки перед собой. Делаем медленные приседания. В зависимости от возраста, выбирайте «глубину» присяда. 
  • «Топотушки» — ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба на носках, пятках, на тыльной и внутренней стороне стопы.
  • «Шагающая цапля» — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба с высоким поднятием колен. Можно сопроводить веселыми криками цапли и других птиц. 
  • «Лабиринт» — выставляется несколько предметов в ряд, по очереди, попарно «воротами». Ребенок передвигается между предметами, стараясь не задевать и не пропускать «ворота». 

Упражнения для туловища

  • «Старт пловца» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки сомкнуты за спиной. На вдохе наклон вперед, руки приподнимаются. На выдохе возврат в исходное положение. Для малышей упражнение можно переименовать в «Грача» или «Пингвинчика», при наклонах делая вид, что ищем червяков или разглядывая следы на снегу. 
  • «Спиралька» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поочередный поворот туловища в разные стороны, не отрывая ног от пола. Можно усложнить упражнение, добавив руку, тянущуюся в сторону поворота.
  • «Тюлень» — ребенок лежит на спине, руки вытянуты над головой. На вдох переворот на живот. На выдохе — возврат обратно. Поочередно выполнять через левое и правое плечо.  Посмотрите вместе с ребенком видео National Geographic, чтобы потом смело ползать и хлопать «ручками-ластами», как настоящие тюлени! 
  • «Зайка» — положение стоя, пятки вместе, носки врозь. Руки скрещены на плечах. Прыгаем на месте. Усложняем упражнение, прыгая вокруг предметов.

Растягиваемся

  • «Кошечка» — ребенок становится на четвереньки, голова опущена вниз. На вдох голова поднимается, тело максимально выгибается. На выдох возврат в исходное положение.  Мяукать разрешается! 
  • «Прятки» — ребенок садится на пол, ягодицы должны касаться пяток. Наклоняемся вперед, стараясь животом коснуться коленей, не забываем вытягивать руки.  Можно сыграть в игру: за нами следят вредные птицы, а мы — супергерои-Мимимишки. Нужно так прижаться к земле, чтобы никто не заметил. 
  • «Гибкий кустик» — ребенок стоит прямо, ноги вместе. Поднимаем руки и соединяем ладони над головой. Прогибаемся в грудном отделе и откидываем корпус назад. Необходимо исключить сильный прогиб в пояснице.
  • «Березка на ветру» — ребенок стоит прямо, руки подняты вверх над головой, пальцы сцеплены в замок. Тянемся вверх и наклоняемся сначала в одну, а потом в другую сторону. 

В пособии представлены задания, направленные на развитие у ребёнка 5-7 лет умений познавать мир, изучать свойства и отношения предметов и явлений, находить, запоминать, сравнивать, сопоставлять объекты, проводить несложный анализ. Постепенное усложнение заданий способствует развитию памяти, воображения, мышления.

Купить ВАЖНО: если у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие. Для выбора подходящих упражнений, свяжитесь со своим терапевтом или воспиитателем. Ежедневная зарядка для вашего ребенка станет отличным помощником в самоорганизации и самодисциплине, поможет увеличить сопротивляемость организма к атакам вирусов, а повысить настроение и увеличить заряд энергии.

Желаем вам хорошего настроения и здоровья!

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kompleks-fizicheskikh-uprazhneniy-dlya-doshkolnikov/

Артикуляционная гимнастика детям в 2-3 года, примеры упражнений

Физкультура для детей 2 лет: специфика занятий, пример упражнений

Артикуляционная гимнастика − комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата. Вводить занятия можно начиная с 2 лет, когда у ребенка возникает потребность в общении, обогащении словарного запаса.

Проводить гимнастику в силу возрастных особенностей малыша и привязанности к маме лучше в домашних условиях. Упражнения для детей 2-3 лет легки в воспроизведении, превращают занятия в игровую деятельность.

Ребенок будет увлечённо выполнять действия, если подключить к процессу тренировки артикуляции музыку, актерское мастерство родителя, детские стихи и потешки.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет необходима, так как укрепляет мышцы, стимулирует полноценные, правильные движения основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти). Неверно мнение, что занятия нужны только детям с нарушениями в речи.

В возрасте 2 лет начинается активное пополнение словарного запаса малыша. Он учится воспроизводить новые звуки, слова. Двух- или трехлетний кроха не может произносить правильно некоторые звуки (р, л, щ, ш), что является нормой.

Систематическая артикуляционная гимнастика помогает малышу раньше освоить сложные звуки, слова, стимулирует говорение.

Цель упражнений на развитие артикуляции:

  • усилить кровообращение в органах, участвующих в говорении;
  • тренировать четкость произношения звуков;
  • развивать гибкость языка, губ, щек, челюстей;
  • подготовить артикуляционный аппарат к произношению отдельных, сложных звуков;
  • обогатить словарный запас детей и кругозор.

Если малыш не умеет говорить в 2 года, артикуляционные занятия в игровой форме необходимы ему для стимулирования говорения. К трем годам кроха должен овладеть словарным запасом до 700-1000 слов.

Правила проведения гимнастики

Чтобы упражнения принесли пользу малышу, следует подготовиться к ним. Выполнять задания будет легче и интереснее, если использовать небольшое зеркальце. Ребенок смотрит в него, следит за движением язычка, губ, челюстей, щек.

Говорить и показывать задания следует медленно, чуть протяжнее, чем в обычной жизни. Крохе на третьем году жизни сложно точь-в-точь сразу повторить за взрослым движения.

Демонстрировать каждое задание необходимо 2-3 раза, после дать малышу возможность попробовать самостоятельно выполнить упражнение.

Существуют основные правила, которых нужно придерживаться при проведении артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить занятия следует регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 − ежедневно.
  2. Малыш должен выполнять движения медленно, при достижении хорошего результата можно повышать ритм, выполнять упражнения под счет.
  3. Каждое упражнение желательно повторять 5-7 раз.
  4. Средняя продолжительность речевой гимнастики 15 минут.
  5. Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи.
  6. Удерживать позу нужно на протяжении 5-10 секунд. В 2 года время будет меньше, к 3 годам повышается.
  7. Родителям следует завести специальный артикуляционный дневник. Во время занятий в него записывают на что обратить внимание во время следующей гимнастики. Если возникают какие-то вопросы по речи ребенка, можно будет проконсультироваться с логопедом, показать ему дневник.
  8. Обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности.
  9. Если малыш устал, нужно делать перерыв, смену деятельности. Можно рассказать ему стих, потанцевать, поиграть пальчиками.
  10. Обязательно включать в комплекс упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса. С них, как правило, начинаются занятия.

Артикуляционная разминка

Проводится до начала основной части занятия, перед сложными упражнениями. Можно использовать в подготовительном периоде несколько форм разминок: дыхательную, игра с пальчиками, на мимику. В первом случае упражнения способствуют правильному говорению, без спешки, ребенок учится верно распределять дыхание при произношении слов, предложений.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук, пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха. Упражнения на мимику нравятся малышам, они позволяют покривляться, пошалить, повторять за мамой смешные гримасы. Благодаря им ребенок познает психоэмоциональную сферу, понимает, как вести себя в определенной ситуации.

Дыхательные упражнения

Дыхательную гимнастику проводят не дольше 15 минут. Предназначена она для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении. В комплекс разминки можно включить следующие упражнения:

  • «Свеча». Ребенку предлагается представить, что он празднует день рождения. Перед ним поставили большой торт со свечками. Здесь можно использовать образовательный момент − посчитать с малышом, сколько ему годиков, столько и нужно будет задуть огоньков на торте. Первую свечу можно гасить медленнее, вторую быстрее, третью с ым сопровождением. Важно соблюдать правило: губы должны быть при выдохе в форме трубочки, вытянуты вперед. Перед выдохом малыш должен набрать полную грудь воздуха. Можно распределять по времени тушение свечи, первую задуть под счет до 5, вторую до 7, третью до 10. Каждый раз ребенку нужно распределять воздух, чтобы он не закончился раньше счета.
  • «Шар». Можно дать в руки малышу мячик или надутый шарик. Если проводится упражнение с мячом, то предлагается опустить его вниз, набрать воздух в грудь. Медленно поднимать вверх руками и одновременно выпускать воздух из грудной клетки. С шариком крохе понравится заниматься больше, дети любят такую игру. Мама или папа надувают его, малыш подражает и набирает тоже воздух. Как только родитель начинает медленно спускать шарик, ребенок одновременно выдыхает. Можно спускать шарик быстрее, тормозить процесс, малыш должен следить и повторять все движения предмета.
  • «Иголочка». Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, потом вторую язычком. Когда осуществляется прокол, выходит воздух изо рта медленно и постепенно. Можно выполнять под счет.

Пальчиковую гимнастику используют у детей 2-3 лет в виде игры: «Где мизинчик? Указательный? Поругайся на кого-нибудь! Сожми, открой» и т. д. Хорошо развивает мелкую моторику простое упражнение на перебор бисера, малышу нужно отобрать в разные кучки мелкие, средние и крупные бусины.

Гимнастика

Чтобы малышу было интересно, нужно включать каждый день новые задания в комплекс. Сегодня можно подобрать множество интересных игр и стихотворных заданий на развитие речевого аппарата. Идеальный вариант: распределить упражнения на неделю, ежедневно показывая новые. Со следующей недели снова повторить комплекс. Ниже приведен пример самых популярных упражнений для детей 2-3 лет.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logopediya/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-2-3-let/

Игровая гимнастика для детей 2-3 лет

Физкультура для детей 2 лет: специфика занятий, пример упражнений

Физическое воспитание детей любого возраста должно включать гимнастику.

Маленькие непоседы 2-3 лет не всегда готовы выполнять скучные упражнения, но если превратить занятие в игру, то это принесет пользу и удовольствие.

Не забывайте о том, что физическая нагрузка вместе с ребенком является отличным вариантом совместного времяпрепровождения и общения. Предлагаем рассмотреть примеры игровой гимнастики для маленьких детей.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Игры на логику и мышление для детей до 5 лет”. Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Польза: работа мышц брюшного пресса.

Предметы: гимнастическая палка.

Во время повседневных игр даже у самых активных малышей далеко не всегда задействуются мышцы пресса, поэтому важно включать этот элемент в игровую гимнастику для малышей. Ребенок выполняет это упражнение лежа на спине.

По возможности выпрямленными ногами малыш должен дотянуться до гимнастической палки или просто до вашей ладони. Первоначально не поднимайте палку или руку слишком высоко от пола. Ориентируйтесь на физические возможности малыша.

Небольшое поднимание ног и задержка в таком положении хорошо укрепляет пресс.

Подними игрушку

Польза: работа мышц спины.

Предметы: любые небольшие игрушки, кубики.

Дети часто играют сидя на полу, что задействует мышцы плечевого пояса, но не мышцы спины. Очень важно во время гимнастики для детей 2-3 лет уделить внимание укреплению мышц этой области тела и ног.

Наиболее легко это сделать с помощью наклонов. Ребенка нужно прижать к себе и аккуратно своей рукой зафиксировать его колени. Попросите малыша наклониться и дотянуться до игрушки, которая лежит на полу.

Ее можно поднять, передать маме или положить в коробку.

Я маленькая рыбка

Польза: работа мышц плечевого пояса и межлопаточных мышц, укрепление спины.

Предметы: гимнастическая палка.

При обычных упражнениях сложно задействовать межлопаточные мышцы, но они в совокупности с другими мышцами отвечают за состояние спины. Следующее упражнение комплексно воздействует на спину с участием мышц лопаток и плечевого пояса. Попросите ребенка превратиться в «маленькую рыбку».

Для выполнения упражнения малыш должен лечь на живот. Руки и верхняя часть туловища поднимаются, происходит прогиб позвоночника. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно сделать такой прогиб, поэтому оптимально выполнять упражнение с опорой руками на гимнастическую палку или просто на руки взрослого.

Достаточно небольшого прогиба и задержки в таком положении.

Я маленькая змейка

Польза: работа мышц спины, ног, укрепление позвоночника.

Предметы: скамейка, гимнастическая палка или другая имитация препятствия.

Маленькие дети очень любят ползать и пролезать под различными препятствиями. Такие упражнения комплексно укрепляют все мышцы туловища и особенно благотворно воздействуют на позвоночник.

Для выполнения упражнения необходимо организовать препятствие высотой около 40 см. Это может быть скамейка, палка, натянутая веревка или просто руки взрослого. Ребенок лежа на животе должен полностью проползти под предложенным препятствием.

Если в первое время малышу сложно удается такое упражнение, то поднимите препятствие немного выше.

Ходим по дорожке

Польза: работа ног, улучшение координации движений.

Предметы: ленты, веревки или другие предметы для имитации границы дорожки, коврики сребристой поверхностью.

Нельзя недооценивать пользу обычной ходьбы. Предложите малышу пройти по небольшой дорожке шириной около 15 см. Такое упражнение не только влияет на мышцы ног, но и помогает тренировать правильную ходьбу и хорошую координацию движений.

Для профилактики плоскостопия помогает ходьба по ребристой и рельефной поверхности. Для этих целей в продаже можно найти специальные коврики или доски.

Еще один вариант полезного упражнения – ходьба с высоким подниманием коленей. Предложите ребенку представить себя аистом и походите с ним по комнате.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Игры на логику и мышление для детей до 5 лет”. Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Польза: улучшение координации движений.

Предметы: кубики, игрушки или другие предметы для имитации препятствий.

Детям в возрасте 2-3 лет полезно заниматься гимнастикой, которая включает упражнения для развития координации движений.

Организуйте несколько невысоких препятствий на расстоянии около 40 см друг от друга.

При перешагивании ребенком таких препятствий вовлекаются многие мелкие мышцы туловища, но основная польза происходит в виде положительного влияния на координацию еще неловких движений малыша.

Зайчик

Польза: укрепление мышц ног, улучшение чувства равновесия.

Обычные прыжки приносят огромную пользу. Редкий ребенок откажется попрыгать вместе со взрослыми. В этом возрасте во время гимнастики достаточно выполнить 3-5 прыжков на обеих ногах с обязательным перерывом на ходьбу (около 10 шагов). При желании ребенка прыжки повторяют.

Самолетик

Польза: укрепление мышц плечевого пояса.

Чтобы укрепить мышцы рук и плечевого пояса можно выполнить с ребенком самые различные упражнения. Предложите расставить руки в стороны и представить себя самолетом. Руки можно опускать и поднимать, сгибать и разгибать, сделать несколько круговых движений. Подобные упражнения нужно выполнять вместе с ребенком демонстрируя ему необходимые действия.

Курочка

Польза: работа мышц брюшного пояса.

Предметы: гимнастическая палка (если возраст ребенка 2 года).

Приседания хорошо тренируют мышцы брюшного пояса и даже стоп, поэтому такие упражнения следует включать в комплекс детской гимнастики.

Если ребенок маленький или ему плохо удаются приседания, то выполнять упражнения можно с опорой на гимнастическую палку, которую придерживает взрослый (или на другую опору). Дети в возрасте 3 лет и старше обычно охотно и легко выполняют приседания.

Попросите ребенка представить себя курочкой, которая клюет зернышки. Для этого необходимо присесть, постучать пальчиками по полу, произнести при этом «ко-ко-ко», встать в исходное положение.

Во время гимнастики для самых маленьких (2-3 года) не стремитесь к многократному выполнению каждого упражнения. Достаточно 1-3 раз и общей продолжительности гимнастики 10 минут.

Для детей такого возраста наиболее важна не интенсивность одного занятия, а их регулярность.

Старайтесь выполнять любые упражнения с хорошим настроением! Улыбайтесь, радуйтесь и всегда хвалите малыша за его первые спортивные успехи.

А какие упражнения вы используете во время гимнастики со своими малышами?

Источник: https://viline.tv/deti/article/igrovaa-gimnastika-dla-detej-2-3-let

Физическое воспитание детей раннего возраста

Физкультура для детей 2 лет: специфика занятий, пример упражнений

Физическое воспитание – это один из ключевых элементов в процессе формирования иммунитета и укреплении здоровья детей, от которых напрямую зависят темпы роста, а также умственного развития. Не существует единого возраста для начала занятий, всё сугубо индивидуально.

Поскольку в раннем возрасте внимание малышей ещё не очень устойчиво, а движения не до конца сформированы, то принудить ребенка к выполнению каких либо действий практически невозможно. Как только грудничок начнет подражать действиям родителей, то уже можно начинать занятия гимнастикой.

Лучше всего это делать в игровой форме, ведь именно игра является самой ранней формой физического воспитания малышей.

Первые 12 месяцев жизни малышей – это очень важный этап, формируются базовые движения: хватание, переворачивание, сидение, стояние. Выполнение комплекса специальных физических упражнений положительно отражается на уровне развития: темпы роста с набором веса значительно повышаются, особенно это касается малоподвижных детей.

Результаты исследований подтверждают, что физически активные дети, менее всего подвергаются риску заболеваний разной этиологии, а в случае болезни – намного легче переносят её, при этом быстро восстанавливаются.

Правильное физическое воспитание малышей

Обязанность физического воспитания детей в раннем возрасте возлагается на самых близких – родителей (или людей, которые их заменяют). Для этого им необходимо:

  • составить сбалансированный рацион питания;
  • организовывать правильный режим дня: пробуждение от ночного сна, умывание, утренний массаж или гимнастика, время питания, прогулки, дневной сон, игры со сверстниками – всё это должно быть правильно распределено по времени;
  • составлять график культурно-оздоровительных мероприятий (например, походы по музеям) и выполнять их;
  • способствовать саморазвитию малыша.

Выполнение всех перечисленных пунктов способно раскрыть и укрепить уже имеющиеся качества у ребенка.

Разделяют стандартные формы физического воспитания, способствующие росту и развитию:

  • Гигиенические оздоровительные мероприятия, включающие: купание, плавание, основы личной гигиены, закаливание. Выполняя комплекс процедур при соблюдении основных правил (сначала мытье рук, а лишь потом читка зубов), малыш становится более выносливым, гораздо меньше подвергаясь риску заболеваний.
  • Физическая активность: занятия спортом в форме игровых упражнений, утренней гимнастики, коллективных спортивных игр. Регулярные занятия способствуют развитию и укреплению мышечной ткани, улучшению обмена веществ, повышению уровня выносливости, а также повышению интеллектуальных способностей.
  • Взаимодействие с природой: регулярные прогулки на улице при любой погоде (легкий дождь, снег). Это способствует закаливанию организма с параллельным укреплением иммунитета.
  • Мелкая и крупная моторика, способствующая развитию концентрации и быстроты реакций. К таким занятиям относятся раскрашивание, вязание, лепка из пластилина или теста. Эффективному развитию реакции способствуют игры с мячом или специальные задания (например, четыре малыша танцую вокруг 3-х стульев, при остановке музыки дети должны присесть).

Благодаря комплексному подходу с учётом всех форм физического воспитания, обеспечивается полноценное поэтапное умственное и физическое развитие детского организма.

Физические упражнения, как залог здоровья

Физические упражнения рекомендуются, как здоровым детям, развивающимся по возрасту, так и детям в период реабилитации после серьезных заболеваний или малышам, отстающим в развитии от сверстников.

Правильная физическая нагрузка оказывает положительное влияние на состояние суставов и костей, содействует укреплению мышц, нормализации систем пищеварения, дыхания и улучшению состава крови.

Например, для детей, больных рахитом, основой терапии является прием лекарств в комплексе с длительным пребыванием под прямыми солнечными лучами, и комплекс упражнений, способных укрепить мышцы живота, возвращая его к нормальной форме.

Учёные утверждают, что такие упражнения благоприятно отражаются на физической форме детей, а также значительно улучшают их психоэмоциональное состояние, способствуя повышению внимания, восприятия, памяти и речи.

Как приучить ребенка делать зарядку в игровой форме

Интерес к тому, что происходит вокруг него, является особенно активным в первые 3 года жизни малыша. Этот интерес родители должны использовать при занятиях с физическими упражнениями.

Имитация и движений животных (например, котёнок мяукает и потягивается), изображение различных предметов (круглый мяч, квадратный стол) могут стать основой игры, малышу будет интересней заниматься гимнастикой.

Поскольку в раннем возрасте дети лучше всего действуют подражательно, то в качестве примера будущих упражнений можно использовать не только движения родителей, а и специальные потешки или стишки с действиями, сопровождающиеся картинками.

Например, с простыми упражнениями:

Мишка косолапыйПо лесу идет.(топаем ножками, при этом слегка переваливаясь с одной ноги на другую)Шишки собирает,В корзиночку кладет.(собираем в ведерко разбросанные вокруг малыша игрушки)Вдруг упала шишка –Прямо мишке в лоб!(легонько! стукаем себя ладошкой по лбу)Мишка рассердилсяИ ногою – топ.(топаем ножкой).
Или же с более сложными движениями:

Самолеты загудели,
(сгибаем ручки в локтях, вращаем ими перед грудью в одном направлении)(расставляем руки в разные стороны и бежим по комнате (скорость зависит от размера помещения))(медленно опускаемся на пол)(плавно подымаемся, расставляем руки в разные стороны и бежим по комнате)

Не обязательно использовать стихотворную форму, можно сочинить собственную сказку, где главные герои совершают разнообразные движения. Зная интерес своего малыша и его предпочтения, достаточно легко организовать такую игру, когда ребенок, получит достаточный уровень физической нагрузки и удовольствие от самого процесса.

Где и как делать гимнастику с малышами в домашних условиях

Физическим воспитанием детей раннего и дошкольного возраста на достаточно высоком уровне занимаются в детских садах и других дошкольных учреждениях, но это не избавляет родителей от необходимости занятий дома.

В домашних условиях лучшим местом для занятий гимнастикой является просторная комната, с минимальным накоплением лишних предметов.

Всё, что может повредиться в процессе или нанести вред здоровью малыша, должно быть спрятано.

Продолжительность занятий должна зависеть от возраста. Не стоит принуждать малыша, если он уже утерял интерес или устал.

Общие нормы занятий гимнастикой для малышей имеют следующий вид:

  • 2 года – длительностью 3-4 минуты (2-3 упражнения с количеством повторов 4-5 раз);
  • 3 года – длительностью 5 минут (4 вида упражнений по 4-5 повторов);
  • 5-6 лет – 10-15 минут, 7-8 видов упражнений.

Разделяют три группы упражнений, направленных на развитие разных мышц, которые рекомендовано использовать во время совместных занятий гимнастикой с малышами:

1. Плечевого пояса:

  • поднятие рук в стороны разные стороны, вверх или вперед;
  • раскачивающиеся движения руками по направлению вперед-назад;
  • заведение рук за спину;
  • сгибание-разгибание рук;
  • хлопки руками на уровне груди.

2. Туловища: наклоны вперед и назад, после трех лет присоединяются наклоны в стороны;

3. Ног:

  • прыжки на одной или двух ногах;
  • приседания.

Упражнения можно комбинировать по своему собственному усмотрению, но не стоит забывать менять их каждые 10 дней для того, чтобы ребенок не терял интерес к происходящему.

В процессе занятий ребенка обязательно нужно хвалить, независимо от того, насколько хорошо у него всё получается. Не стоит сравнивать его успехи с достижениями других детей, ведь вместо стимула можно привить чувство неполноценности.

Веселая разминка для детей

Высокую двигательную активность и неусидчивость малышей можно использовать, стоит лишь направить их энергию в правильное русло. Сделать разминку веселой и интересной помогут стишки или музыка.

Стихи – это могут быть как детские стишки, так и произведения авторов, в которых четко чувствуется рифма. Например:

Головой покрутим резво,Вправо-влево, вправо-влево.(вращаем головой в разные стороны)И попрыгаем на месте —Ноги врозь и ноги вместе.(прыгаем на одном месте)

Так как практически все детки любят танцевать, родителям необходимо просто включить любимую мелодию или же напеть её самостоятельно.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab4b3f59f434792b3bab8a2/fizicheskoe-vospitanie-detei-rannego-vozrasta-5b152aac799d9d12ee2f6274

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.