Формы закаливания детей в детском саду, упражнения для закаливания в детском саду

Содержание

Закаливающие упражнения для детей среднего дошкольного возраста 4—5 лет

Формы закаливания детей в детском саду, упражнения для закаливания в детском саду

8   0   2345

Цель занятия по закаливанию детей:

— учить детей движениям и действиям, направленным на самооздоровление, способствующих профилактике простудных заболеваний;

— снимать психологическую заторможенность детей, используя музыкально-двигательные задания;

— учить детей удивляться, интересоваться предметом и действием с ним;

— формировать умение сохранять правильную осанку, развивать умение быть организованными, приспосабливать предмет к своим действиям; воспитывать самостоятельность, способствовать эмоциональному комфорту детей в дошкольном учреждении.

Оборудование: мягкие модули, игрушка гномик, маска солнышка, коврик резиновый с шипами, циновка, ребристая дорожка, ящик с камешками, «апельсиновая» дорожка, пластиковые бутылки с фольгой и дыхательными трубочками, кубы, тоннель, осенние листья, раздаточный материал (грибы), цветные карандаши, листы бумаги с изображением солнца.

1. Побудка.

Воспитатель (В.) (в маске солнца обращается к детям).

Солнце встало из-за тучки,

К вам протягивает ручки —

Просыпайтесь, детвора,

Вам вставать уже пора!

Я согрею вас теплом,

Своим ласковым лучом!

Я, солнышко лучистое,

Люблю играть с детишками.

Поздороваться без слов

Приглашаю всех мальцов!

Поздороваемся:

— глазками,

— кивком головы,

— ладошками,

— пожатием руки,

— с помощью улыбки.

А теперь скажем все вместе «Здравствуйте!»

В. Я ласкаю всех теплом,

Я люблю наш светлый дом!

Кузя-гномик, выходи,

Нас массажу научи.

Сюрпризный момент. В руках воспитателя появляется игрушка гномик.

2. Точечный массаж.

Гномик в пальчиках живёт.

Он здоровье нам несёт.

(Дети сгибают и разгибают пальцы рук.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Начал гномик наш играть.

(Фалангами пальцев массаж точек у крыльев носа.)

А потом спустился ниже,

Прямо к ротику поближе.

(Массаж точек над верхней губой.)

Гном в окошко посмотрел.

Засмеялся, улетел.

(Массаж пальцами надбровных дуг.)

Прятался за ушками,

Словно за подушками.

(Массаж точек ушной раковины.)

Мы возьмём его в ладошки,

Помашем ручками немножко.

(Расслабление кистей рук.)

В. Лучик в комнате играл

И дорожку показал.

По дорожке мы пойдём,

Ножки наши разомнём!

(Ходьба по «дорожке здоровья».)

3. Игровое двигательное упражнение «Художники».

(Дети зажимают между пальцами ноги карандаш и дорисовывают лучи солнцу.)

4. Дыхательная гимнастика «Ветерок».

(Упражнение с использованием пластмассовых бутылок, заполненных фольгой и дыхательными трубочками.)

Ветер, ветер, ветерок

Засвистел у наших ног,

Спрятался от наших глаз,

Поиграем с ним сейчас.

5. Подвижная игра «Поезд».

(Используются элементы дыхательной гимнастики, контрастные воздушные ванны при переходе из помещения в помещение с разным температурным режимом.)

В. Слышу шум и стук колёс,

Это едет паровоз.

Становитесь все за мной,

Мы поедем в лес густой.

Дети. Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Чух-чух! Чух-чух!

У-у-у-у-у.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу

Сто вагонов я тащу!

У-у-у-у-у.

(Паровоз объезжает препятствия, дети продвигаются змейкой между кубов.)

(Паровоз едет через тоннель, дети пролезают в него.)

В. Ребята, остановка «Лес».

Игровые имитационные упражнения:

«Собираем грибы» (наклоны вперёд);

«Срываем рябину» (тянемся на носочках);

«Переступаем колючие кусты» (ходьба широким шагом);

«Медведи» (ходьба на внешней стороне стопы, руки чуть согнуты в локтях перед собой);

«Лиса» (ходьба на носках);

«Зайчики» (прыжки с продвижением вперёд);

«Тигры» (ходьба с движением рук перед собой);

«Гусеница» (ползание);

«Змея» (вдох медленный через нос, выдох с произнесением «ш-ш»).

В. Загудел паровоз

И вагончики повёз.

— Чух-чу! Чух-чу!

Далеко укачу.

Дети. Возвращаемся домой

Все с улыбкой озорной.

Умываемся водичкой —

С настроеньем — ключевой.

6. Пальчиковая игра «Водичка-водичка».

Водичка-водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

(Умывание прохладной водой лица и рук до локтя.)

В. Умываемся и даже не вытираемся,

Ручками обмахиваемся.

Воздушное полотенце личико вытирает,

Здоровье на личике, на ручках оставляет!

Чтоб здоровья набираться,

Надо, дети закаляться!

Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей.) Какое у вас настроение? (Весёлое, радостное, хорошее, светлое.) Тогда будьте здоровы и до свидания!

Занятие по закаливанию детей подготовила А. Шевко

Источник: https://vscolu.ru/zdorove-detej/zakalivanie-detej-v-detskom-sadu.html

Закаливание в детском саду: основные принципы, методика процедур

Формы закаливания детей в детском саду, упражнения для закаливания в детском саду

Организм ребенка старается приспособиться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Закаливание детей в детском саду призвано помочь малышу лучше переносить сквозняки, перепады температур или промокшие ноги. Процесс закаливания длительный и начинать его необходимо с раннего возраста.

Принципы закаливания

Не многие детские дошкольные учреждения могут похвастаться возможностью уделять достаточно внимания физическому развитию, а именно закаливанию.

Между тем постепенное привыкание ребенка к пониженным температурам, к нетепличным условиям укрепляют иммунитет, а, значит, и здоровье.

Регулярные закаливающие мероприятия помогут в будущем избежать заболеваний, которыми болеют дети старшего возраста.

Прежде чем начать процедуры закаливания необходимо соблюсти некоторые условия. Температура комнаты во время бодрствования детей должна быть 22 градуса, при влажности от 40 до 60%. Для сна более комфортна температура 18°.

Необходимы прогулки на воздухе при любой погоде. Зимой малыши могут гулять при отсутствии ветра и температуре до пяти градусов мороза. Сквозное проветривание допустимо при отсутствии детей в группе.

Обязательно выполнение следующих правил при закаливании.

  1. Основная цель закаливания – оздоровление и профилактика заболеваний.
  2. Только систематические занятия способны дать положительный результат.
  3. Воздействие должно быть постепенным и обеспечивать медленное привыкание к закаливанию с последующим расширением зон влияния.
  4. Индивидуальный подход и анализ особенностей каждого малыша.
  5. Медицинский контроль реакции ребенка на процедуру.

Закаливания обязаны вызывать лишь положительные эмоции у детей. Процедуры противопоказаны, если с момента прививки или после перенесенного заболевания не прошли пять суток.

При хронической болезни – две недели, и если накануне у ребенка повышалась температура. После выздоровления процесс закаливания начинается сначала.

По возрастающей увеличивается количество процедур, их сложность и продолжительность.

Виды процедур

Закаливание – это целый комплекс, включающий в себя воздействие посредством воздуха, воды и солнца.

Схема проводимых мероприятий может быть разной, зависит от уровня закалки детей, их возраста и возможностей детского учреждения. Индивидуальный подход диктует необходимость разделения детей на несколько групп.

Например, совершенно здоровые дети и недавно переболевшие, ослабленные малыши, ранее закаливаемые и впервые приступающие к процедурам.

Воздушные процедуры

Свежий воздух должен всегда присутствовать в помещении. Дети потребляют кислород не только через дыхательные пути, но и сквозь кожу. Поэтому к воздушным процедурам относят следующие виды закаливания:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • воздушные ванны;
  • хождение босиком;
  • сон на специально оборудованной веранде.

Это наиболее доступные процедуры для детей любого возраста. Их продолжительность увеличивают с 2 минут до 15. Сначала делают теплые воздушные ванны (20°), постепенно доводя температуру прохладной. Круглый год сон днем проводится без майки. После сна дети выполняют несложные упражнения, лежа в кроватке.

Воздействие холодным воздухом (ниже 15°) проводят при подвижных играх, например, хождение босиком по массажным коврикам. Летом используется естественная поверхность – земля, песок, трава, мелкие камушки. Прогулки способствуют повышению аппетита, нормализации сна. Если есть возможность, необычайно полезен дневной сон на веранде с сентября по май.

Водные закаливания

Вода оказывает возбуждающее действие на нервную систему ребенка. Поэтому их выполняют в первой половине дня или после дневного отдыха. Этот эффективный метод включает в себя:

  • полоскания рта холодной водой;
  • растирания тела влажным полотенцем или рукавичкой;
  • ванночки для ног;
  • обливание всего тела, купание.

Для полоскания рта используют кипяченую воду. Ее температуру снижают начиная с 28° и доводят до комнатной. Дети старшего возраста полощут рот и горло раствором соли с йодом или настоем ромашки.

Влажному обтиранию обычно предшествует воздействие на тело сухой рукавичкой. Через две недели можно переходить к влажным растираниям.

Обливание ног – голень, стопа ребенка, начинают с теплой воды. Каждые 4 дня воду делают прохладней на 1°, продолжительность процедуры до 3 минут. Другой способ – это обустройство специальных дорожек. Схема упражнений следующая.

Для тактильных ощущений дорожки выстилают разным материалом, например, простыня и мешковина. Первую дорожку смачивают соляным раствором, вторую обычной водой, третья остается сухой. Дети несколько минут ходят по дорожкам. Контраст поверхностей способствует закаливанию и профилактике плоскостопия.

Душ и общие обливания являются сильным возбуждающим средством. Они более показаны вялым и заторможенным детям. Хорошо стимулируют иммунную систему занятия в бассейне. Все же купания противопоказаны детям с больным сердцем, почками или перенесшим воспаление легких.

Солнечные ванны

Солнце благотворно действует на ребенка. Малыши получают солнечные ванны во время обычных прогулок. Важно не допустить перегрева. Летом голова малыша должна быть защищена, необходимо пить достаточное количество воды, не допускать вредного воздействия солнца. Находиться на солнце можно с 8 до 10 часов утра, после дневного сна с 15 часов.

Особенности сезонных процедур

В детском саду закаливание является одним из элементов режимного процесса. Наиболее удобно начинать оздоровление летом. Наряду с солнцем, воздухом и водой повышается двигательная активность ребенка, к питанию добавляются свежие фрукты и овощи.

Наиболее эффективно использование солнечных ванн в утренние часы. Большую часть времени летом малыши проводят на свежем воздухе. Это прием детей, утренняя зарядка, подвижные игры и занятия, хождение босиком, как средство точечного массажа стоп.

За летние месяцы детский организм адаптируется к снижению температур и увеличению длительности процедур. К холодному времени года сопротивляемость детей к вирусным инфекциям значительно повышается.

В зимний период для закаливания широко используется снег. Можно организовать растирание рук и стоп. Процедуры следует проводить с большой осторожностью и уже закаленным детям. Воздействие кратковременное, затем руки и ноги должны быть вытерты насухо, надета обувь и рукавички.

В помещении воздушное закаливание основано на перемещении детей из одной комнаты в другую. Предварительно проводится сквозное проветривание для достижения нужной температуры в комнате. Например, занятия в теплом музыкальном зале сменяются физическими упражнениями в холодном спортзале. Прием пищи в теплой столовой и сон в прохладной спальной комнате.

Рекомендации родителям

Организация закаливающих мероприятий зависит от коллектива детского сада. Приложенные усилия будут оправданы снижением заболеваемости детей. Ребятишки имеют хороший аппетит, крепкий сон, что, безусловно, радует родителей.

Закаливание малыша дома нужно начинать с раннего детства. В этом вопросе необходим союз родителей и воспитателей. Чтобы не нарушать систематичность, в выходные дни родители должны проводить закаливание самостоятельно. Чтобы исключить отказ от процедур, придется заинтересовать ребенка собственным примером. Для малыша интереснее, когда мероприятия будут проходить в игровой форме.

Естественные природные элементы – солнце, воздух и вода, являются главными составляющими в процессе закалки организма. Важно помнить, что воздействие должно быть систематическим и с разрешения доктора.

httpss://youtu.be/5A2rXKUw50Q

Источник: https://receptdolgolet.ru/zakalivanie/v-detskom-sadu.html

Закаливание детей в детском саду

Формы закаливания детей в детском саду, упражнения для закаливания в детском саду

  • Здоровье ребёнка от А до Я

Обстановка, окружающая ребенка, формирует его психику, задает направление его физического и интеллектуального развития. С рождения ребенка и до первого знакомства с детским садом вся ответственность за укрепление и сохранение здоровья детей возлагается на родителей.

И действия родителей зачастую идут вразрез с имеющимися у них теоретическими знаниями. Это также касается закаливания детей дошкольного возраста.

Выбирая для ребенка детский сад, в котором специально занимаются закаливанием, необходимо отдавать себе отчет в том, что придется обязательно проводить процедуры в выходные дни и на отдыхе.

Закаливание в детском саду

Закаливание детей в детском саду — систематизированный процесс, который контролируется несколькими специалистами. Для закаливания детей детские сады оборудуются бассейном и душевыми комнатами. Именно водные процедуры являются основой закаливания — ведь воду легко подогреть или дать ей остыть до нужной температуры.

Способы оздоровления детей в летний и зимний период

Лето предоставляет множество возможностей для укрепления иммунитета детей. Как правило, детские сады предлагают следующие виды закаливания и оздоровления:

  • традиционная или коррекционная утренняя гимнастика на свежем воздухе;
  • гимнастика после сна;
  • бег на свежем воздухе;
  • физкультурные общеукрепляющие упражнения;
  • активные игры;
  • туризм (пешие прогулки по маршрутам или экскурсии);
  • солнечные ванны;
  • занятия в бассейне;
  • прочие закаливающие водные процедуры.

Конечно, зимой приходится отказаться от некоторых мероприятий. Корректировка процедур происходит с учетом температуры воздуха. Например, можно заменить холодный душ обливанием ног и умыванием.

Ослабленные или неподготовленные дети потребуют более щадящего режима закаливания в зимний период. Прерывать процесс закаливания нельзя.

Работа по укреплению иммунитета ребенка должна вестись круглогодично.

Важность регулярности закаливающих процедур

Основной сложностью можно назвать определение индивидуальных особенностей ребенка и оптимизирование закаливания в ДОУ с учетом этих данных.

Педагоги подбирают программы групповых регулярных процедур закаливания, совмещая их с игровой программой.

Такая методика закаливания детей дошкольного возраста позволяет сохранить позитивный настрой и не считать оздоровление нудным и скучным занятием, которым хочется пренебречь.

Закаливание в детском саду рассчитано на системное проведение закаливающих процедур наряду с образованием, социализацией и психологическим развитием.

Контроль регулярности закаливания в ДОУ и дома

Однако схема закаливания в детском саду может оказаться неэффективной, если ее не придерживаться и дома. Именно поэтому родителям рекомендуют вести конспект закаливания в детском саду совместно с педагогами и врачами. Таким образом, можно знать продолжительность безопасного воздействия пониженных температур и допустимую границу охлаждения или пребывания на солнце.

Табель закаливания в детском саду заводится на каждого ребенка. В табеле отмечается время, продолжительность и сила воздействия закаливающего фактора. Родители могут отслеживать качество закаливающих процедур по эмоциональному состоянию ребенка.

Бодрый активный ребенок с хорошим аппетитом и отсутствием проблем со сном свидетельствуют о правильно подобранной схеме закаливания.

Вялый и капризничающий ребенок свидетельствует о том, что стоит откорректировать выбранную методику под конкретного ребенка.

Закаливание разных возрастных групп

Система закаливания в ДОУ учитывает возраст детей в группе и индивидуальную подготовку каждого ребенка.

Группы закаливания в детском саду формируются практически по тому же признаку, что и возрастные группы. Младшая группа — это дети 2,5–4 лет, средняя — 4–5 лет, старшая — 5–6 лет и подготовительная 6–7 лет.

Иногда возрастные рамки могут сдвигаться на 0,5–1 год в зависимости от выбранного детского сада.

Несформированная нервная система ребенка приводит к недостаточно эффективной терморегуляции, а значит, организм беззащитен перед неблагоприятными факторами. Закаливание детей дошкольного возраста проходит с учетом подобных физиологических особенностей.

  • Закаливание в первой младшей группе учитывает, что у детей до 3–3,5 лет еще не окончательно сформировалась реакция на охлаждение. Нежная кожа пока не может защитить тело от излишней потери тепла — мышцы волосяных сосочков не могут сокращаться, уменьшая площадь поверхности кожи и предотвращая потерю тепла.
  • Закаливание во второй младшей группе уже учитывает, что при резком охлаждении ребенок будет покрываться «гусиной кожей». Процедуры закаливания детей младшей группы воздействием холода рассчитаны на тренировку, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы. При охлаждении она реагирует сначала резким сужением сосудов (спазмом), а после — расширением. Такая своеобразная тренировка укрепляет сосуды. При воздействии неблагоприятных факторов этот механизм реагирования является защитой от простудных заболеваний.
  • Закаливание в средней группе не сильно отличается от младшей. Здесь можно увеличить силу или продолжительность воздействия закаливающего фактора: воздуха, воды или солнца. Дети до 5 лет уже могут похвастаться развитой нервной системой, которая активно реагирует на более сильные раздражители. То же относится и к закаливанию в подготовительной группе.

Закаливание в ДОУ — это групповые процедуры, направленные на оздоровление ребенка и увеличение сопротивляемости его организма различным заболеваниям. Перед распределением детей внутри группы каждый ребенок проходит обязательный медосмотр. По его результатам, а также с учетом физического состояния детей формируются четыре группы закаливания:

  • здоровые дети, которые ранее проходили процедуры закаливания и имеют определенную «базу»;
  • здоровые дети, которые ранее не закалялись и приступают к таким процедурам впервые;
  • дети, имеющие в здоровье функциональные отклонения от общепринятой нормы;
  • дети, перенесшие длительную болезнь или имеющие хронические заболевания.

Закаливание детей дошкольного возраста начинают с минимального воздействия, постепенно увеличивая его силу и продолжительность. Даже недельный перерыв в процедурах приведет к тому, что придется начать с «чистого листа».

Закаливающие процедуры должны проводиться только в том случае, если ребенок пребывает в хорошем настроении — страх, беспокойство или плач недопустимы. В этом случае запланированное закаливание откладывают или отменяют вовсе.

Уделите время психологической подготовке ребенка и постарайтесь сделать так, чтобы закаливание сочеталось с играми и было интересно ребенку- достигнутый результат непременно окупит все затраченные усилия.

Здоровый и энергичный ребенок станет лучшей наградой за работу, проделанную родителями и педагогами.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru ©

Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-zakalivanie-detey-v-detskom-sadu/

Закаливание детей дошкольного возраста в детском саду

Формы закаливания детей в детском саду, упражнения для закаливания в детском саду

Многие родители с волнением относятся к моменту, когда их малыш впервые пойдет в детский сад.

Понимая, что без дошкольного коллектива ребенок не сможет полноценно адаптироваться к жизни в обществе и в будущем успешно осваивать школьную программу, они беспокоятся о том, чтобы малыш как можно меньше болел.

Забота родителей прежде надежно защищала его дома от многих неблагоприятных факторов. Теперь ему придется привыкать к обществу ровесников, а также к новой обстановке, режиму дня, к изменениям в питании.

Для предупреждения частых недугов у детей, организовывают специальное закаливание в детском саду, позволяющее заметно сократить заболеваемость простудными и вирусными болезнями в группах. Оздоровительная программа является одним из важнейших разделов всей образовательной системы дошкольного учреждения потому, что в этом возрасте формируется иммунитет человека.

Значение закаливания для детского организма

Здоровье дошкольника зависит от многих факторов: наследственности, условий и образа жизни, соблюдения режима дня и питания, иммунитета.

Действия по оздоровлению ребенка и созданию у него невосприимчивости к бактериям и вирусам являются важным направлением работы, осуществляемым совместно родителями и сотрудниками дошкольных учреждений. Еще в древности закаливание считалось важнейшим условием сохранения здоровья. Оно необходимо в любом возрасте.

Закаленный малыш не только легче справляется с неблагоприятными условиями, но и у него нормализуется нервная система, он становится более спокойным и выдержанным, эмоционально устойчивым.

Закалка представляет собой специальный тренинг, воздействующий на человека с помощью различных природных условий: воздухом, водой, солнцем, изменением температурного режима с целью повысить ресурсы здоровья и стойкость к негативному влиянию этих условий. Обычно закаливание рассматривается как способ приближения образа жизни человека к природному, возрождение врожденных охранных возможностей организма.

Детский сад комплексно подходит к оздоровлению дошкольников, учитывая их индивидуальные особенности. Элементы программы оздоровления детей входят в ежедневный распорядок садика. Кроме того, закалка воспитывает малышей, вырабатывает у них характер и волю. Выносливые ребята гораздо реже хворают.

Формы закаливания и его задачи

Компоненты закалки включаются в дошкольном учреждении в воспитательные занятия и быт. Повседневно проводятся различные закаливающие процедуры. На протяжении длительного времени создано много вариантов оздоровления, начиная с облегченных и незатейливых до трудоемких и усиленных.

Однако и в наше время считают самыми оптимальными средствами те, которые предоставляет природа. Закаливанием стоит заниматься на протяжении всей жизни, начиная с младенчества. Оно является важным элементом для любого человека, стремящегося сохранить здоровье.

Но особенно значима его ценность для дошкольников, которые подвержены резким изменениям внешней среды, чувствительны к перегреванию или переохлаждению.

Выбор форм и приемов закалки обусловлены возрастом детей. Упражнения, подходящие и полезные малышу 5 лет, становятся непосильными и даже опасными для 2-х летнего крохи. С самого рождения закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях обязаны проводить родители.

В детском учреждении воспитатели руководствуются конкретными задачами:

  • повышение иммунитета ребенка, его противостояния простудным болезням;
  • умение детей комфортно ощущать себя при перемене обстановки;
  • воспитание необходимости дышать свежим воздухом и не опасаться прохладной воды;
  • формирование умения справляться с трудностями.

Важнейшие принципы закалки

Система закаливания детей дошкольного возраста имеет свои правила, отступать от них не стоит. Оздоровление реализуется согласно определенному порядку. Если его не выполнять, то оздоровление будет носить нерегулярный характер и не принесет пользы здоровью.

Желательно начинать закалку в теплое время года, когда нет резкого перепада температур и дополнительного риска простуды. Ребенок должен быть полностью здоров.

Продолжительность и усиление нагрузки оздоровительных процедур следует наращивать постепенно, чтобы они были посильны ребенку, чтобы малыш не переутомлялся и не потерял желание их выполнять. Процесс закаливания должен носить систематический, а не эпизодический характер.

К основным принципам закаливания относятся:

  • постепенность;
  • последовательность процедур;
  • систематичность;
  • комплексность проводимых мероприятий;
  • индивидуальный подход к ребенку;
  • положительные эмоции ребенка в ответ на процедуры.

Выполнение первого принципа очень важно для дошкольников. Нагрузка должна увеличиваться поэтапно, начиная с минимальной, чтобы малыш чувствовал себя комфортно, без перегрузок.

Сильные раздражители в отсутствии предшествующей подготовки приводят к негативному итогу. Положительные результаты приносят правильное распределение и поэтапное усиление нагрузки.

Процедуры необходимо проводить последовательно: вначале рекомендуется прием воздушных ванн, а затем водные процедуры.

Методичность предполагает не только регулярные мероприятия. Привычка против раздражителя вырабатывается только тогда, когда он работает неизменно на протяжении длительного отрезка времени. Перерывы в осуществлении сеансов не позволят закрепить результат.

Закалка не будет сбалансированной, если занятия проводятся, а другие условия нарушены, например, ограничиваются прогулки детей или их кутают не по сезону. Соблюдение комплексности мероприятий позволяет всесторонне закаливать детей. Необходимо поддерживать закаливающие мероприятия режимом дня, прогулками на свежем воздухе, физкультурными упражнениями, активными движениями.

Очень важно также учитывать индивидуальное своеобразие каждого малыша. К впечатлительным и чувствительным детям применяют более щадящие и бережные приемы, используя их осторожно и благоразумно, подбирая их с учетом всех нюансов. Совершенно игнорировать оздоровление даже для таких детей не стоит. Схема закаливания детей дошкольного возраста позволяет найти для них специфические варианты.

Сами дошкольники должны активно участвовать в занятиях по закаливанию, знать их последовательность и приемы. Кроме того, очень важны их интерес и увлеченность. Процедуры должны нравиться, доставлять им удовольствие. Эффект будет негативным, если малыш расстроен или переутомлен.

Следует организовать плодотворную атмосферу, сформировать игровой настрой, подкрепить это можно музыкальным сопровождением, отрегулировать мотивацию на получение удовольствия, бодрости и замечательного самочувствия. Значительную роль играет персональный образец взрослого наставника.

Если родитель или воспитатель не любит прогуливаться на свежем воздухе или опасается прохлады, едва ли у него получится воспитать закаленного ребенка.

Закаливание детей дошкольного возраста в детском саду выполняется упорядоченно. Этим в них воспитывается организованность и умение жить в социуме, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Да и просто им нравится групповое выполнение процедур: им интересно и весело.

В особенности продуктивна методика закаливания детей дошкольного возраста, применяющая солнечные и воздушные ванны, водные процедуры.

Закаливание воздухом

Началом методики воздушного закаливания является вентиляция помещения, после которого, помимо поступления свежего воздуха, происходит снижение температуры на 1°С или больше. Проветривают комнаты в теплое время непрерывно, а в прохладное не меньше 3 раз в день.

Самая щадящая операция – воздушные ванны, их рекомендуют начинать, частично обнажая малышу руки и ноги в момент зарядки. Постепенно снимают все больше одежды и увеличивают длительность ванн, доводя до 5-8 минут.

Температуру воздуха следует поэтапно снижать на 1°С каждые 2 или 3 дня, и в результате общее снижение достигает 5°С.

Следует внимательно наблюдать за симптомами охлаждения, чтобы чувствительные дети не ощущали дискомфорта.

Дневной сон без маек и заправка кроватей в трусиках тоже помогают закалке детей. Одним из видов закалки считается хождение босиком.

Это механический и тепловой массаж ступней, который начинается в теплое время по тщательно расчищенному участку, поэтапно увеличивая длительность до 10 минут при температуре 22°С. После этого разрешается переходить к хождению босыми ножками в группе, сначала в носочках.

Перед дневным сном разрешается дойти до своей кроватки по полу, затем время увеличивается до длительности игрового физкультурного часа.

Водяное закаливание

Чтобы малыш не испытал шока и сумел приспособиться, закалка водой тоже начинается с едва ощутимого воздействия, заменяемого в скором времени более серьезным. Самым щадящим считается обтирание влажным полотенцем, по окончании которого, ребенка растирают насухо, начиная с рук и ног. Локальной процедурой является обливание водой ножек. Проводится оно при температуре не ниже 20°С.

К локальным мероприятиям относят ручные и ножные ванночки. Первые можно организовывать в игровые моменты. Ванночки для ножек оказывают не только местное, но и общеукрепляющее действие на всего малыша.

Их рекомендуют осуществлять с полутора лет. Теплоту воды понемножку снижают на один градус каждые 5 дней, доводя до 20°С. Длительность такой процедуры колеблется от 1 до 3 минут.

Ножки детей должны оставаться теплыми.

Наиболее мощным инструментом закалки считается душ. На кожу ребенка действуют крепкие струйки воды, текущие под давлением и возбуждающие малыша. Преимущественно такой душ идет на пользу вялым и заторможенным детям, которых следует взбодрить. Такая процедура целебно влияет на нервную систему, помогает спокойному сну, повышает аппетит.

Солнечное закаливание

Солнечные ванны представляют собой сильное средство закалки. Они действуют общеукрепляюще, ускоряют обменные процессы, улучшают настроение, нормализуют кожный тепловой обмен.

Однако солнечные ванны нужно использовать с осторожностью, не забывая об индивидуальности ребенка.

Процедуры проводятся во время двигательной активности, но игры подбираются сдержанные, увеличивают их продолжительность постепенно, не доводя до перегрева. Детям необходимо иметь светлые головные уборы.

Закалять малышей следует с самого младенчества, закладывая невосприимчивость к различным простудным заболеваниям, предотвращая последствия всяческих недугов. Да и с самими заболеваниями быстрее справляются закаленные дети.

Осуществляемая в детском садике закалка, использующая все методы природы, помогает ребятам поступить в школу, имея крепкое здоровье, что позволит им не пропускать занятия из-за болезней.

А общее оздоровление сделает маленького человечка динамичным и энергичным участником общества.

[mrp postnumb=4]

Источник: https://pups.su/bolezni/zakalivanie-doshkolnikov.html

Закаливание детей: советы и рекомендации. ГУО

Формы закаливания детей в детском саду, упражнения для закаливания в детском саду

Честь и хвала тому детскому саду, в котором уделяется достаточное внимание физическому развитию детей, в частности — закаливанию.

Привыкание детского организма к пониженным температурам, его адаптация к менее комфортным условиям сказывается и на иммунитете ребёнка, укрепляя его, и на здоровье.

Если регулярно проводить закаливание детей, они станут гораздо реже болеть, а в будущем им не грозит букет хронических заболеваний, популярный среди школьников в наши дни.

Закаливание детей в детском саду: общая методика

Проводить в жизнь методику закаливания в детском саду должен весь дружный коллектив дошкольного учреждения: и руководство, и медсестра, и воспитатели, да и родители не должны этому противиться. Ничего сложного эта методика собой не представляет. Главное — придерживаться основных принципов закаливания:

  • постепенность: нельзя на ребёнка сразу и неожиданно выливать ушат холодной воды, только медленное привыкание обеспечит успех занятий по закаливанию в садике;
  • систематичность: только регулярные занятия будут способствовать укреплению организма: каждый перерыв будет подрывать всю ту работу, которая велась по закаливанию раньше;
  • учет индивидуальных особенностей, в том числе и заболеваний ребенка: перед началом проведения курса закаливания нужен тщательный анализ всех заболеваний, перенесённых ребёнком, и его наследственности, чтобы знать, как маленький организм отреагирует на такие новшества.

Дружный тандем родителей и воспитателей в этом вопросе просто необходим. Закаливание в детском саду должно быть подхвачено и продолжено дома (читайте подробнее про закаливание детей в домашних условиях).

Чтобы не был нарушен принцип систематичности, родители должны контролировать закаливание своего ребёнка на выходных, когда малыш находится не в саду, а дома. Ну и, конечно, не стоит забывать о том, чтобы заинтересовать малыша своим личным примером, закаляясь вместе с ним.

К основным процедурам закаливания относят воду, свежий воздух и солнце.

Водные процедуры

Вода — отличное средство для закаливания маленького организма в детском саду, так как водные процедуры легко контролировать и дозировать. Здесь работает принцип постепенности: берётся вода той температуры, которая подходит именно этому ребёнку, а потом уже температура постепенно снижается. Из водных процедур в детских садах используются:

  • обтирания;
  • обливания;
  • купания.

Предельно осторожно нужно подвергать водным процедурам детей с тяжёлыми заболеваниями сердца, болезнями почек, недавно перенёсших воспаление легких или плеврит.

Солнечные процедуры

Солнечные лучи обладают общеукрепляющим действием на детский организм, они активизируют обмен веществ, улучшают самочувствие, поднимают настроение, способствуют здоровому сну и аппетиту, регулируют теплообмен.

Наряду с такими положительными свойствами солнце нередко оказывает вредное действие. Поэтому в детских садах к таким процедурам необходимо подходить ответственно и осторожно. Для младших детей эффективными окажутся солнечные ванны, которые рекомендуется проводить в движении.

Однако игры эти должны быть спокойного характера. Солнечные ванны детям нужно принимать:

  • утром (с 8 часов и до 9 часов);
  • после обеденного сна (с 15 часов и до 16 часов).

Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не было солнечных перегревов.

Процесс закаливания детей в детском саду потребует от воспитателей и медсестры немалых усилий, но они будут 100%-но оправданы. Мало того, что существенно уменьшится заболеваемость среди посетителей сада, у детей будет хороший сон, отличный аппетит и радостное настроение. Всего этого не смогут не заметить и благодарные родители.

С каждым годом количество часто болеющих детей до 3 лет растет прямо-таки с катастрофической скоростью. А виной всему плохая экология, некачественное питание во время беременности и неправильно налаженное грудное вскармливание. Частично исправить ситуацию поможет закаливание ребенка в домашних условиях, но делать его нужно правильно.

Специалисты советуют начинать с воздушных ванн, а уже после них переходить к водным процедурам. Рассмотрим несколько правил закаливания ребенка, которые помогут избежать ошибок и  повысить иммунитет ребенка в кратчайшие сроки.

Правила закаливания ребенка

1. Чем раньше начнете, тем лучше – возраст не имеет значения.

2. Процедуры должны проводиться систематически, и не важно, будет это контрастный душ, обливания, хождение по снегу или просто воздушные ванны.

3. Продолжительность процедур увеличивайте постепенно, иначе закаливание может обернуться лечением простуды у ребенка и постельным режимом.

4. Настроение имеет значение! Поверьте, те же обливания окажутся гораздо эффективнее, если будут приносить удовольствие и вызывать веселый смех, а не громкий плач.

5. Станьте примером для подражания. Кроха намного охотнее будет закаляться, видя, что родители и сами с удовольствием принимают участие в водных процедурах.

6. Повысьте эффективность водных процедур за счет сочетания их с физкультурой или массажем.

7. Начинайте закаливание ребенка в домашних условиях только в том случае, если он полностью здоров.

8. Не допускайте переохлаждения малыша.

9. Следите, чтобы ребенок не перегрелся.

10. Руки и ноги малютки перед началом процедур должны быть теплыми.

Придерживаясь простых правил закаливания ребенка в домашних условиях, вы сможете защитить его не только от частых простуд и хронических заболеваний, но и от плохого настроения. Не зря же говорят: в здоровом теле здоровый дух.

Осталось только выбрать подходящий именно вам способ закаливания и можно начинать. Это могут быть: обтирания, ножные ванночки, ванны с постепенным понижением температуры, контрастный душ или обливания холодной водой. Если не можете сделать выбор самостоятельно, посоветуйтесь с педиатром, он непременно поможет.  

Закаливание ребенка солнечными лучами

        Ультрафиолетовые лучи в меру полезны для человеческого организма, под действием ультрафиолета в коже вырабатывается витамин Д, который участвует в процессе усвоения кальция. Чувствительность к ультрафиолету тем выше, чем младше ребенок. Проводить закаливание прямыми солнечными лучами с ребенком до года нельзя.

С грудничками нужно находиться в кружевной тени деревьев, прямой солнечный свет им показан только в осенне-зимний период, как профилактика рахита. Температура воздуха при летнем загаре должна быть не больше +30 градусов, лучше всего загорать на пляже возле реки или моря.

Время приема солнечных ванн для детей не более 20 минут, количество таких процедур за год не должно превышать 20-30.

                                             

   Сейчас очень много говорят о вреде прямых ультрафиолетовых лучей на организм человека, так как они могут вызывать раковые заболевания кожи. Поэтому прислушивайтесь к советам и не появляйтесь с ребенком на улице и открытых пространствах, в том числе на пляже с 11 до 16 часов. Самое полезное время для пребывания на солнце – это утренние часы с 8 до 10 утра и вечер после 17-00. 

Теперь поговорим о правилах закаливания ребенка солнцем:

1. Защищайте головку малыша от солнечного удара панамкой из легкого натурального светлого материала.

2. На грудничке во время принятия солнечных ванн должна быть обязательно легкая кофточка или рубашечка, наилучший вариант – батистовая распашонка.

3. Детей старше года выводите на солнышко сначала в рубашечке, затем в маечке, через несколько дней можно снять майку и совместить закаливание солнцем с закаливанием свежим воздухом. Температура воздуха при этом должна быть выше 20-22 градусов, а погода безветренной.

4. Водные процедуры применяются после солнечных ванн, а не наоборот, чтобы не вызвать переохлаждение ребенка. После купания, хорошо вытирайте его.

5. Продолжительность первой солнечной процедуры для грудничка – 3 минуты, у детей после года – 5 минут. Ежедневно увеличивайте время пребывания ребенка на солнышке до 30-40 минут в день.

6. Противопоказаны солнечные процедуры при жаре выше 30 градусов, а также деткам с онкозаболеваниями.

7. В рассеянных солнечных лучах (в кружевной тени) ультрафиолета остается практически столько же сколько и в прямых лучах, а вот инфракрасного излучения, которое ведет к перегреву организма летом, значительно меньше.

8. Если у ребенка случился солнечный удар или перегрев, немедленно занесите его в прохладное помещение, напоите водой, можно искупать его в ванной. При повышении температуры и ознобе дайте жаропонижающее.

9. Чтобы не допустить перегрева и обезвоживания во время солнечных процедур, увеличьте питьевой режим, не забывайте на прогулку бутылочку с чистой качественной водой.

10. Лучше всего, если во время солнечных процедур ребенок будет находиться в движении. Сон на солнышке полезен только зимой.

Источник: https://sad3myadel.schools.by/pages/zakalivanie-detej-sovety-i-rekomendatsii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.